Система Платон


Система Платон

Корреспондент «Газета.Ru» недавно сообщил об изменениях в настрое правительства относительно недавно внедренной системы «Платон». А именно речь идет о прогнозированном доходе стоит отметить, что надежные источники в правительстве сообщили. Что уровень ожидаемой прибыли они установили на нынешнем уровне к концу 2019 года. Многие не понимают, чем же вызвано такое недоверие к системе? Однако расчеты довольно просты, суть в том. Что тарифная ставка, как сообщает источник, осталась на нынешнем уровне при аналогичном потоке машин. Поэтому говорить об увеличении прибыли пока не целесообразно. В цифрах речь пойдет о сумме в 20 млрд. рублей вместо ранее спрогнозированных 40-50. При этом все понимают, что больше половины от нового установленного дохода будет идти на оплату самого оператора системы.

Стоит отметить, что источником в правительстве названы еще и суммы за нанесенный ущерб федеральным дорогам. Вместе с штрафами от неуплат, на прогнозированном уровне примерно в 20 млрд, 20, 215 млрд. и 20,510 млрд. рублей на следующие 2017, 2018 и 2019 года соответственно. Несмотря на столь отрицательную динамику в прогнозах, стоит сказать, что еще год назад правительство сообщало показатели доходов от системы в два раза выше. Все же есть и положительные стороны от внедрения системы «Платон»

Однако нельзя не упомянуть и того, что Росавтодор неоднократно говорил о том. Что такая система принесет наполнения в казну на уровне 50 млрд. рублей в год как минимум, еще до того, как систему внедрили. Однако, как показывает практика такие заявления ничего общего с реальными суммами пока не имеют. Стоит также отметить, что после изменения тарифной ставки подобные заявления со стороны Росавтодора прекратились.

Стоимость обслуживания системы

Обслуживание системы «Платон» происходит на базе договора концессии между правительством и компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы» сроком на 13 лет. При этом, стоит указать, что стоимость услуг компании РТИТС установлена постановлением правительства №1662 на уровне в 10,6 млрд. год. При этом сумма фиксированная и не подлежит изменениям на протяжении всего действия договора. Кроме того, существуют ремарки и относительно оплату, которую государство должно вносить каждые полгода.

Примерная выгода для оператора системы фиксации передвижения тяжелых грузов федеральными дорогами становит 137 млрд. рублей за период сотрудничества с государством. Кроме того, стоит отметить, что стоимость подобного проекта на данный момент составляет 30 млрд. рублей. С которых всего 3 – это средства, которые получили от акционеров, остальная часть денег – это кредитные средства на развитие проекта от Газпромбанка.

Стоит отметить, что в пресс-службе компании РТИТС сообщается о том, что в 2017 году компания. Несмотря на снижение тарифной ставки все же должна получить полную стоимость своих услуг. Так как это гарантировано договором между сторонами. Однако тогда смело можно говорить о том. Что прогнозированные суммы сборов с дальнобойщиков в сумме 20 млрд. рублей – это мизер. Так как больше половины суммы уйдет на выполнение условий договора между правительством и компанией, что обслуживает систему «Платон».

Тарифные споры

Система Платон

Система Платон

Стоит отметить, что первоначально операторами системы устанавливался тариф на уровне 3,73 руб./км преодолённого дальнобойщиком пути по федеральной дороге. Однако это стало причиной всероссийских акций протесту. Которые организовали сами дальнобойщики с целью снизить тариф. К их мнению прислушались и снизили тариф на 2,2 руб. Однако уже незадолго после этого опять подняли и установили на уровне 3,06. Что стало причиной многих исков в Конституционный суд России, который заморозил стоимость проезда за один километр на уровне в 1,5 рубля. Как сообщалось в решении суда тариф нельзя поднимать без адаптационного периода. А также говорилось о том, что государство должно взимать невысокую плату за пользование дорогами.

Стоит отметить, что источник «Газета. Ru» в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» сообщает о том. Что на данный момент решение об заморозке тарифа не обжаловано и об его изменении пока нет данных. Поэтому платить дальнобойщики должны именно по 1,5 руб. за километр.

Однако стоит напомнить, что на период средины июля 2016 года прибыль системы становит всего 11 млрд. рублей. Что едва покрывает расходы на оператора системы, а говорить о повышении этого показателя пока не приходится, ведь темпы оплаты медленные. Все эксперты говорят о том, что свои 20 млрд. система к концу года таки принесет. Несмотря на то, что перевозчики потребовали снятия транспортного налога. Сумма транспортного налога будет снижена на сумму. Которою транспортник заплатил по системе «Платон» до 2019 года.

Мысли экспертов о системе

Стоит отметить, что Валерий Алексеев сообщил об найденном компромиссе между перевозчиками и правительством. Глава регионального совета АСМАП Центрального федерального округа сообщил о том. Что правительство услышало транспортников и замороженные тарифы. А также сборы на развитие транспортных магистралей все же проводятся через акцизы, уровень которых подняли, стали причиной найденного компромисса. Именно поэтому сумма наполнения бюджета становила более 580 млрд. рублей. С которых все 180 – это транспортный налог и 400 – это акциз.

Несмотря на столь положительную позицию, еще один эксперт. Который является членом Ассоциации международных перевозчиков, Руслан Шанким, говорит о том, что изменений после внедрения самой системы он не заметил. И план работы его предприятий не нарушен, хотя и не смог не отметить. Что внедрение «Платона» привело к увеличению расходов на предприятии. Однако у него есть и пессимистический прогноз относительно повышения тарифов. В котором он говорит, что даже при повышении тарифов перевозчикам придется платить. Так как альтернативных путей у них просто нет.

Еще одним участником перевозок Тарасом Ковалем сообщается о том, что система все же недоработанная. Так как в ней отсутствует механизм определения количества оплаченных километров, как, например, в Европе. Он говорит, что определить уровень дохода в 20 млрд. положительным или отрицательным просто невозможно. Так как даже при тарифе в 1,53 он видит новые ресурсы для сборов.

Мнение Главы института экономики

Главой Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным сообщается о том, что позиция правительства относительно стабильности тарифа является компромиссной. Он говорит о том, что при наличии двух сторон влияния – с одной стороны – это перевозчики и все, с кем они сотрудничают, с другой те, кто пользуется дорогами, на которые должны пойти средства, от перевозок тяжёлых грузов, просто не дает возможности правительству устанавливать реальные тарифы. Однако, как заявляет эксперт ставки «Платона» должны постоянно расти. Так как обслуживание системы очень дорого стоит, а постоянный ремонт дорог также требует денежных вливаний. Что при стандартном неизменном тарифе приведет к значительному износу дорог и как следствие новым протестам уже со стороны второй группы пользователей дорогами. Эксперт говорит о том, что право на такое мнение у него есть, как у независимого эксперта. А вот правительству довольно сложно справиться в столь наболевшим вопросом. Ведь с любой стороны могут оказаться недовольные решением, что приведет к нежелательным последствиям.

Говорить об каких-то прогнозах в сфере получения прибили от работы нововведения на будущее эксперт не стал. Однако он четко заявил, что тариф системы «Платон» все же вырастет.